Комплексное обследование детского врача-офтальмолога
Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.
Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.
В этом возрасте на глаза ребенка влияют многие негативные факторы:
- Длительное пребывание перед монитором компьютера или экраном телевизора;
- Чрезмерные зрительные нагрузки;
- Несоблюдение режима труда и отдыха;
- Чтение или работа с гаджетами в неправильной позе;
- Неблагоприятное экологическое окружение;
- Травмы глаз;
- Отягощенная наследственность.
Именно в детский и подростковый период важно следить за состоянием и развитием органа зрения. Многие заболевания, лечение которых затрудненно и малоэффективно в зрелом и пожилом возрасте легко корректируется у детей.
Выявление заболеваний со стороны зрительного анализатора у детей отягощено тем, что дети редко сами жалуются на ухудшение зрения, а многие патологии в начальных стадиях могут протекать скрыто и бессимптомно. При отсутствии диагностики и эффективного лечения патологии прогрессируют.
Качество зрения постепенно ухудшается. Определенные заболевания глаз проявляются неспецифическими симптомами. Например, нарушения аккомодации (фокусировки на предметах) могут проявляться непоседливостью и неуспеваемостью в школе. В процессе фокусирования взгляда на картинке или тексте ребенок чувствует напряжение, дискомфорт и переключает свое внимание на другие вещи.
Только регулярное посещение офтальмолога и периодическое проведение комплексной диагностики позволяет выявить потенциальные угрозы нарушения зрения у ребенка, оценить полную картину состояния зрительной системы, диагностировать заболевания еще на ранних этапах развития, подобрать наиболее эффективную лечебную и профилактическую тактику. Своевременная диагностика зрения у детей и проведение профилактических мероприятий снижают риск развития заболеваний, способствуют правильному формированию структур глаза, улучшают качество жизни ребенка.
Регулярное посещение офтальмолога позволяет предотвратить появление и прогрессирование таких серьезных заболеваний, как косоглазие, амблиопия, близорукость, дальнозоркость и др. Зрительная система ребенка активно реагирует не только на негативные факторы, но и на лечебные мероприятия.
Целесообразно проводить диагностику и консультацию офтальмолога:
- В 1 месяц жизни ребенка;
- Через 6-12 месяцев после рождения;
- В 3-летнем возрасте;
- В период начала посещения школы (6-7 лет);
- В 3, 5, 9 и 11 классах.
Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводиться в послеродовом периоде в роддоме. Врач оценивает наличие или отсутствие врожденных патологий со стороны зрительной системы (врожденная катаракта, воспалительные процессы зрительного нерва (неврит), микрофтальм, гирофтальм, опухолевидные образования сетчатки, глаукома и др.). Также определяется подвижность глаз, положение глаз, слежение за предметами, состояние глазного дна и прозрачность преломляющих сред. Общий осмотр глаз позволяет выявить частую патологию — дакриоцистит новорожденных.
В роддоме обязательно и тщательно осматриваются недоношенные дети (родившиеся до 37 недели беременности), т.к. риск выявления патологии органов зрения выше (ретинопатия недоношенных или сосудистопролиферативное заболевание сетчатки, атрофия зрительного нерва, врожденная миопия и др.).
В 6-12 месяцев офтальмолог определяет рефракцию глаз для ранней диагностики дальнозоркости, близорукости или астигматизма. Также исследуется взаимное положение и движение глаз с целью диагностики косоглазия. В 3-х летнем возрасте офтальмолог может впервые определить остроту зрения ребенка. Отсутствие заболеваний со стороны зрительной системы не повод для отказа от регулярной диагностики зрения. В определенные периоды нужно проходить комплексную диагностику и консультацию офтальмолога, т.к. увеличивается риск появления заболеваний со стертыми клиническими проявлениями на раннем этапе развития.
Если у ребенка уже диагностировано заболевание органов зрения, частота осмотров у офтальмолога — 1 раз в год или полгода (зависит от рекомендаций лечащего врача, характера и степени тяжести заболевания). При обнаружении любых симптомов поражения зрения не следует дожидаться планового осмотра. Такими проявлениями могут быть:
- Затуманенный или «пустой» взгляд ребенка;
- Стойкое отклонение оси одного или двух глаз;
- Ребенок не может сфокусировать и фиксировать взгляд;
- Ребенок не узнает родных и близких (в ранние периоды – не узнает лицо матери);
- Прищуривается;
- Трет глаза;
- Жалобы на головные боли во время чтения;
- Быстрое утомление во время учебы;
- Птоз (патологическое опущение верхнего века);
- Нистагм (патологические частые непроизвольные колебательные движения глазного яблока).
Целесообразно незамедлительно обратиться за медицинской помощью к офтальмологу и пройти комплекс диагностических мероприятий. Методы диагностики Во время комплексного обследования зрения у ребенка важно исследовать все его аспекты, чтобы вовремя выявить даже незначительные патологические изменения и подобрать эффективное лечение. Для проведения диагностики наша клиника предлагает своим пациентам целый комплекс современных аппаратов и методик, позволяющих гарантированно в кратчайшие сроки добиться наилучших результатов.
Измерение остроты зрения. Для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста используют таблицы Орловой или Олейниковой. На них изображены знакомые детям силуэты (самолет, машинка, животные и др.) различного размера. Перед исследованием необходимо убедиться, что все изображения знакомы ребенку.
Ребенка располагают на определенном расстоянии от таблицы, которая хорошо освещена, и просят поочередно закрыть один глаз, потом другой. Начиная с нижнего ряда таблицы, врач указывает на силуэт и просит ребенка назвать его. Если ребенок затрудняется, то врач указывает на силуэт из другого ряд, где изображения больше. Таким образом, определяется центральное зрение или острота зрения у детей. Визометрия у детей школьного возраста и подростков исследуется при помощи таблиц Сивцева – Головина, на которых изображены буквы.
Измерение рефракции. Существуют субъективные и объективные методы. Субъективные чаще используют при обследовании детей школьного и подросткового возраста. Обследование проводится путем подбора коррегирующих линз различной кривизны, которые дают наилучшую остроту зрения. Объективные методы могут использоваться для исследования рефракционной способности глаз у новорожденных и детей дошкольного возраста.
Исследование проводят посредством:
- Скиаскопии — методика, основанная на наблюдении за передвижением теней в области зрачка в момент освещения глаза световым пучком фонарика или отраженным от зеркала.
- Офтальмометрии — исследование передней кривизны роговицы, которое осуществляется с помощью офтальмологического прибора — кератометра.
- Авторефрактометрии — исследование рефракционной способности глаза посредством специального оборудования. Такой офтальмологический аппарат излучает пучок инфракрасного света, который проходя через зрачок попадает на поверхность сетчатки. После прохождения через оптические среды глаза, он преломляется, отражается от глазного дна и возвращается назад.
Аппарат автоматически высчитывает рефрактерную способность глаза и выявляет отклонения. Осмотр глазного дна с расширенным зрачком. Предварительно в конъюнктиву глаза закапывают фармакологический препарат, который обеспечивает стойкое продолжительное расширение зрачка. Это необходимо для того, чтобы офтальмолог мог тщательно визуально осмотреть глазное дно. Применяются капли «Фенилэфрин», «Ирифрин». После этого посредством использования дополнительной аппаратуры врач осматривает глазное дно.
Периметрия. Во время этой диагностики исследуются периферическое зрение и поля зрения. Определение резерва аккомодации. Исследуется способность глаза к фокусировке на предметах, расположенных вдали и вблизи. Нередко диагностируется дальнозоркость и близорукость. При ранней диагностике отклонений в резерве аккомодаций, откорректировать этот показатель можно посредством тренировок запаса аккомодации. Исследование бинокулярных функций. Определяется способность зрительной системы к восприятию и формированию стереоскопического (трехмерного) изображения.
Для диагностики используются четырехточечный световой аппарат. Определение длины глазного яблока, размера хрусталика, кривизны роговицы. Нарушения зрения могут развиваться не только вследствие органических поражений глаза, но и из-за непропорциональности его структур. Поэтому важным этапом комплексной диагностики зрения у детей является измерение параметров отдельных структур глаза.
Измерение проводится бесконтактными методами и безболезненно. Регулярные консультации офтальмолога и периодическое комплексное обследование функций зрения позволяет предупредить серьезные заболевания, диагностировать врожденные патологии органов зрения, выявить незначительные изменения на ранних этапах развития патологии и вовремя подобрать эффективную тактику лечения, что улучшит качество жизни ребенка и предотвратит прогрессирование заболевания в дальнейшем.